Подземка, труба, андеграунд. Как работает метро в разных странах

Рассказываем об особенностях метро в разных странах на примере Германии, Англии, Японии и США.

Метрополитен — почти всегда самый выгодный и удобный вид транспорта для туриста. Но в каждой стране у метро свои тонкости, не зная которых, можно попасть в неловкую ситуацию или получить штраф. Посмотрим, как работает метро в Лондоне, Токио, Берлине и Нью-Йорке.

Подземка, труба, андеграунд. Как работает метро в разных странах

На станции «Бейкер Стрит» работает бюро находок, где хранят вещи, найденные в лондонском метро. Если потеряли что-то важное, имеет смысл туда отправиться (: railway-technology.com)

Британцы построили метро в нескольких городах: в Лондоне, Глазго, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере. Но лучшим примером того, как работает подземка в Англии, является Лондон — город с самой разветвленной сетью линий в стране.

Первое, что нужно знать: не ищите на улицах указатели «‎Metro»‎, а у местных не спрашивайте: «‎Where is the subway»‎?». Британцы называют метро «‎The Tube»‎ («труба») из-за формы тоннелей. Реже — «The Underground».

Лондонский метрополитен открыт с 5 утра до полуночи. Круглосуточный график — только в дни крупных массовых мероприятий и в основные праздники — Рождество и Новый год. В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье несколько линий работают допоздна, узнать подробности можно на специальной «ночной»
карте.

Сколько стоит и как платить?

Самый популярный способ оплаты проезда — карта Oyster («Устрица»). Она работает в метро, в автобусах и в некоторых электричках в пределах города, поскольку их обслуживает одна и та же компания Transport for London. Принцип действия — как у «Подорожника» или «Тройки»: карта прикладывается к желтому кругу, и турникет открывается. Есть лишь одно отличие: прикладывать карту нужно не только на входе, но и на выходе из метро, иначе с вас снимут деньги по самому высокому тарифу. Если не приложить на входе, но приложить на выходе, с карты спишут максимально возможную стоимость проезда: 6 фунтов в часы пик и 4,30 в остальное время.

Закинуть денег на Oyster можно разными способами: в кассе, онлайн (зарегистрироваться на сайте метро, ввести номер карты и пополнить баланс), в специальных автоматах на станциях или оформить автоплатеж — деньги будут сами перемещаться с привязанной банковской карты на «Устрицу», когда ее баланс будет близок к нулю.

Личной банковской картой платить тоже можно, и стоимость проезда в таком случае не будет выше. Еще один вариант — купить Travelcard, то есть одноразовый билет или билет на несколько дней для туристов. Он пригодится не только в подземке: некоторые кафе, музеи, парки и другие заведения делают скидку при наличии Travelcard. Детальная информация доступна
тут и
тут.

Самое сложное — система оплаты. Лондонская «труба» насчитывает 12 веток, 275 станций и шесть основных зон. Чем больше зон вы «цепляете», тем больше платите за проезд. Их расположение обозначено на карте метро: центр Лондона — первая зона, аэропорт «Хитроу» — уже шестая. Туристы редко выезжают за пределы первой и второй, но разобраться все же стоит, потому что некоторые станции, как Turnham Green, относятся одновременно к двум зонам. В такой ситуации оплата с карты происходит по выгодному для пассажира тарифу. Подорожание начинается, если забраться в четвертую зону. Список цен можно увидеть в
таблице. Стоимость проезда также зависит от времени суток: в часы пик (c 6:30 до 9:30 и с 16:00 до 19:00) цена выше.

Если едете с детьми, можно сэкономить. Право на бесплатный проезд в любом общественном транспорте Лондона есть у детей до пяти лет в сопровождении взрослого. Дети в возрасте от 5 до 10 лет также могут путешествовать бесплатно со взрослым везде, кроме некоторых городских электричек. С 11 лет бесплатный проезд заканчивается, но действуют льготы и скидки. Даже если вы турист! Покупая «Устрицу» для ребенка, просто попросите сделать скидку для «юного посетителя города» — получится вполовину дешевле взрослого билета.

Если в метро к вам подходит человек в штатском и требует предъявить карту или билет — не пугайтесь: так сотрудники метрополитена выискивают «зайцев». Если вас застукают без действующего билета или карты, придется выплатить штраф в размере 40 фунтов (если не оплачиваете в течение 21 суток, штраф удваивается). Но получить штраф — еще легко отделаться, ведь формально на безбилетника могут завести уголовное дело и приговорить к лишению свободы на срок до трех месяцев. Или к штрафу в размере 1000 фунтов стерлингов.

Подземка, труба, андеграунд. Как работает метро в разных странах

Станция в токийском метро (: wikidata.org)

Японское метро — как и вся Япония: чистое, удобное и для людей. Подземкой обзавелись многие города: Саппоро, Осака, Иокогама, Нагои, Киото. Но метрополитен Токио — самый большой в стране, растянувшийся на 285 станций и пропускающий 3-4 млрд пассажиров в год. Ну, а о японской профессии осая — «заталкивателя людей в вагон» — ходят байки уже давно.

В японском метро не принято шуметь и разговаривать по телефону — на многих станциях и в вагонах висят плакаты с просьбами перевести устройство в бесшумный режим и не отвечать на звонки. Составы ходят разные: скоростные останавливаются не на всех остановках, а обычные ездят по полному маршруту. Кассиров нет: билеты покупают в автоматах, которые сами сортируют и считают купюры и монеты, даже если кинуть их одной кучей.

Типичная станция японского метрополитена выглядит довольно скромно — никаких подвесных люстр, витражей и мозаик. Вместо них — питьевые фонтанчики, лифты с платформы на улицу и автоматы для утилизации мусора. На многих станциях можно найти туалеты и комнаты для матерей с детьми. Зимой в вагонах подогреваются сиденья, летом работают кондиционеры. В пересадочных коридорах написано, сколько метров идти до станции, на платформах указано, где какой вагон именно остановится (они нумеруются) и в котором можно ехать с детской коляской или в инвалидном кресле. Есть «женские» вагоны, куда не могут зайти мужчины. Названия станций дублируются на английском языке и обозначаются цифрами — порядковым номером на линии. Линии кратко обозначаются по первой букве полного названия. Многие станции связаны с железнодорожным транспортом или монорельсами, и пересесть можно быстро, не выходя из метро.

Сколько стоит и как платить?

Стоимость поездки зависит от расстояния. Минимальная цена начинается от 170 иен за расстояние от 1 до 6 км, от 7-11 км — 200 иен, и т. д. Больше километров проехали — больше платите. Стоимость можно заранее рассчитать по тарифной сетке, установленной рядом с билетными автоматами или на сайтах обслуживающих компаний. Их две: частная Tokyo Metro и государственное Токийское муниципальное транспортное бюро. Обе владеют разным количеством станций и линий, и в случае пересадки с одной «территории» на другую нужно покупать новый билет или заранее брать тот, что позволяет пользоваться услугами обеих компаний.

Существуют билеты для неограниченного количества поездок, действующие сутки. У Tokyo Metro такой билет стоит 600 иен, а у на линиях Toei — 700. Безлимитный билет на сутки с возможностью пользоваться обеими компаниями — 1000 иен. Самый расширенный вариант — единый билет Tokyo Combination Ticket стоимостью 1590 иен, позволяющий пользоваться всеми видами общественного транспорта в Токио.

Сами японцы, в основном, пользуются транспортными картами PASMO и Suica. Закинув на такую деньги заранее, достаточно приложить ее при проходе через турникет. Но есть одно условие: при покупке карты предоплата должна составлять не менее 1000 иен, плюс 500 иен залога. Потом карту можно вернуть, а залог возвращается с вычетом в 220 иен.

Дети 6-12 лет получают скидку в 50 %, до 6 лет можно ездить в метро бесплатно.

Подземка, труба, андеграунд. Как работает метро в разных странах

U-Bahn в Берлине (: en.wikipedia.org)

Сидя в вагоне метро в Германии, постоянно наблюдаешь смену вида за окном: то полная темнота тоннеля, то яркое голубое небо. В немецком метрополитене комбинируются подземные и наземные линии, поэтому составы то ныряют глубоко вниз, то выпрыгивают вверх. «Наземка» называется U-Bahn, а «подземка» — S-Bahn, поэтому на улицах Германии ищите указатели с буквами U и S.

Во всей Германии метро открыто примерно с 4 часов утра и до часу ночи, а в крупных городах работают ночные линии с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. В будние дни по ночам ходят специальные автобусы по маршрутам метрополитена.

У немецкого метро есть особенность, свойственная и другим странам Европы: турникетов нет, билеты нужно компостировать самостоятельно в специальных желтых терминалах при входе на станцию. Делать это или проехать «зайцем» — решать вам, но имейте в виду, что по метро ходят контролеры в штатском, которые могут попросить у вас билет. И ловят безбилетников они не только в вагоне, но и на выходе со станции, поэтому сохраняйте билет до конца поездки. Неактивированный билет грозит штрафом в 40 евро.

На всех станциях можно найти электронные табло и схемы движения поездов, чтобы узнать, во сколько прибывает поезд и по какому маршруту направляется. На некоторых станциях останавливаются поезда, идущие в разных направлениях — читайте конечную остановку на первом вагоне.

Сколько стоит и как платить?

Метро немецких городов поделено на зоны, от которых зависит стоимость билетов. Чаще всего зона А — центр города, а B — все остальное. В крупных городах вроде Берлина есть еще зона C: пригород. Билеты продаются на каждую зону отдельно или комбинируются. Однократный билет на одну зону действует на все виды транспорта. Если вам нужно проехать две зоны, надо купить мультибилет или выйти на последней станции и купить дополнительный билет в другую зону. Выгоднее, конечно, первый способ.

Стоимость разнится, но в среднем одноразовые билеты стоят от 1,5 до 2 евро, проездные на день — от 7-8 евро, а на неделю — от 30 евро. Комбинированные билеты на несколько зон — дороже.

Любопытный факт: в Берлине на нескольких станциях стоят чугунные весы, на которых можно взвеситься. Вдруг вам нечего делать в ожидании поезда. Стоимость взвешивания — 10 евроцентов, а результат печатается на маленьком бланке. Весы изготовили в 1920-30-х годах на машиностроительной фабрике Зилафф по заказу берлинского метрополитена.

Подземка, труба, андеграунд. Как работает метро в разных странах

Станция метро в Нью-Йорке (: earthtrekkers.com)

В Америке принято называть метро подземкой — «The subway», хотя почти половина станций находится над землей. Метро есть во многих городах, но не пользуется бешеной популярностью. В нем запросто можно встретить туристов или бездомных, а вот сами американцы предпочитают личный транспорт или сервисы такси Lyft и Uber. Кроме того, практически в любую точку можно доехать на автобусе, а вот метро охватывает лишь ограниченный участок города. Трудно поверить, но, например, годовая проходимость в метро Лос-Анджелеса в 2018 году составила 12 млн. В Москве только за один день проезжает 2 млн!

Исключение — Нью-Йорк: здесь подземка — часть городской культуры. В метро 486 станций, которые «цепляют» и пригороды: Бруклин, Бронкс, Квинс. Нью-Йоркский метрополитен работает 24 часа в сутки весь год, но по ночам могут быть перерывы в работе из-за ремонта путей. На официальном сайте метрополитена каждый день публикуется информация об изменениях в расписании и альтернативных способах проезда.

В нью-йоркском метро ходят два вида поездов: локальные и экспрессы. Первые останавливаются на каждой станции, а вторые — только на самых крупных. Но они могут меняться функциями в зависимости от загруженности подземки.

С именами станций американцы не мудрили: все называется по какому-то важному объекту, расположенному рядом: парки, вокзалы, скверы и т. д. А еще в Нью-Йорке распространены двухэтажные станции: стоит подняться по лестнице, как вы уже на другой линии.

Сколько стоит и как платить?

Жетоны в Нью-Йорке отменили 17 лет назад, и проезд возможен только по транспортным картам и билетам. Однократная поездка обойдется примерно в 3 доллара, проездной на неделю — в 33, а на месяц — 127. Купив билет на однократную поездку, можно в течение двух часов после выхода из метро по тому же билету проехать в автобусе. Или наоборот: воспользоваться автобусом, а на протяжении следующих двух часов пройти в метро. Штраф за безбилетный проезд в Нью-Йоркском метро составляет 100 долларов.

!—/noindex—>

Автор статьи: Полина Зукол

Источник